Оформление доски: Тут дело фантастическое, мрачное… «Я приступил к новому роману – трагедии…» Ф. Достоевский
Ход урока
I. Опрос Вступительное слово учителя: В
произведениях Ф.М. Достоевского мы находим одну общую черту – это боль
о человеке. Этой болью пронизаны его произведения («Белые ночи»,
«Бедные люди», «Идиот»). - В каких произведениях Ф.М. Достоевский
раскрыл сложный, богатый мир «маленького человека»? (Выступления
учащихся) . . . . .
II. Объяснение нового материала
Слово учителя: - Перенесёмся мысленно в 60 –е годы
19 века. Ф.М. Достоевский пережил много нравственных и физических
потрясений. Умерла жена Мария Дмитриевна и брат Михаил. Редакционное
дело журнала «Эпоха» пало на плечи Фёдора Михайловича. Для литературно-
художественной работы не оставалось времени. Участились припадки
болезни. Опутанный долгами, Достоевский прекратил издание журнала и
уехал за границу. Обратимся к его дневникам (читают учащиеся). - 31
марта 1865 г. И вот я остался вдруг один, и стало мне страшно. Из всего
запаса моих сил и энергии осталось у меня в душе что-то тревожное и
смутное, что-то близкое к отчаянию. - Теперь роман, один роман спасёт.
Трудно быть более в гибели. Но работа меня вынесет. -Итак, я приступил
к новому роману-трагедии. Это психологический отчёт одного
преступления. Действие современное, в нынешнем году, фантастическое,
мрачное.
Учитель: - Писатель надеялся, что новый роман
спасёт его от нищеты. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание» принёс писателю всемирную славу. Учитель (зачитывает отзывы
о романе). -Очень выразительно говорит о воздействии «Преступления и
наказания» польский писатель Стефан Жеромский: «Вчера я почти всю ночь
читал первый том «Преступления и наказания» Достоевского… Рассуждения
Раскольникова после совершения им преступления написаны с такой
впечатляющей силой, что, потушив лампу, я в испуге бросился к кровати,
чувствуя, что дальше читать просто невозможно - ты форменным образом
проникаешься его мыслями, тебе кажется, что ты сам становишься
маньяком. Никакая другая книга … не хватала меня так за сердце».
Подобное же впечатление вынес и Г.Гауптман: «Достоевский навсегда
остался для меня самым большим потрясающим переживанием». А.А. Фадеев
писал: «При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нём
тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден
под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до
неестественности…. Но силён, бес!» Роман «Преступление и наказание»
создавался в условиях невыносимой нужды. «Рано утром мне объявили в
отеле, - пишет Достоевский 22 августа 1865 года из Висбадена А.П.
Сусловой, - что мне не приказано давать ни обеда, ни чаю, ни кофею. Я
пошёл объясниться и толстый немец – хозяин объявил мне, что я не
«заслужил» обеда, и что он будет мне присылать только чай. Итак, со
вчерашнего дня я не обедаю и питаюсь только чаем». Через два дня
Достоевского лишают света: «Скверно то, что меня притесняют и иногда
отказывают в свечке по вечерам, в случае если остался от вчерашнего дня
хоть крошечный огарочек». В маленькой комнате, без денег, без еды и без
света, «в самом тягостном положении» и «в совершенном отчаянии»,
Достоевский приступил к работе над своим величайшим созданием – романом
«Преступление и наказание». «Преступление и наказание» - книга великой
боли за человечество, раскрывающая бесчеловечность капиталистического
общества. Безвыходность – лейтмотив романа. Идея романа – поиски выхода
из мира расчёта и наживы в царство доброй правды. Вот как писатель
излагал замысел романа: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой
человек… живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в
понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые
носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения.
Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на
проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна… зла и заедает чужой век,
мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна»,
«Для чего она живёт?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» Эти вопросы
сбивают с толку молодого человека. Герой романа решает убить старуху и
ограбить её, чтобы окончить учение, а потом всю жизнь быть честным,
неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», загладить
преступление. Но после убийства, говорит Достоевский, «неразрешимые
вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства
мучают его сердце. Божья правда, земной закон берёт своё, и он кончает
тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтобы, хотя
погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям, чувство разомкнутости
и разъединённости с человечеством, которые он ощутил тотчас же по
совершении преступления, замучило его».
Учащиеся записывают: Родион Раскольников – главный
герой романа, бедный студент, разночинец- видит острые противоречия
жизни в капиталистическом городе. Он ищет их разрешения не в
организованной борьбе с общественно – политическим строем, как делали
это революционеры – демократы, а в индивидуальном бунте личности против
установленных законов. Мы застаем Раскольникова в тяжёлый период его
жизни, в минуты отчаяния. Он голодает, из-за бедности не может кончить
курс университета. Сестра его Дуня, желая помочь брату, готова
пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она
чувствует отвращение. Раскольников знает об этом и не может принять
жертвы сестры.
Учитель: Писатель показал трагедию народа,
закабалённого нуждой, бесправием. Он поднял бунтующий голос в защиту
забитого маленького человека, страдающего от своего унижения, человека,
который загнан в трагические тупики. Итак, мы сейчас откроем страницы
романа и глубоко погрузимся в текст. Работа с текстом в форме беседы,
чтение отрывов, пересказа сцен и комментирование их в «Петербурге
Достоевского». -Кто главный герой романа? Каким мы видим его на первых
страницах романа? Учащийся: Главный герой романа – Родион Раскольников.
Текст (I ч, I гл.) со слов: «Он был замечательно
хорош собой….» до слов: «он очень слаб: второй день, как уж он почти
совсем ничего не ел». Роман открывается описанием каморки Родиона
Раскольникова.
Текст (I ч, I гл.) со слов: «Каморка его
приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила
более на шкаф, чем на квартиру… И каждый раз молодой человек, проходя
мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого
стыдился и от которого морщился». Каморка Раскольникова – это в
миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль
подтверждает и пейзаж. Текст со слов: «На улице жара стояла страшная….
до слов: «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких
чертах молодого человека…».
|