Методика проведения мастер-классов Подготовила и разработала зам.директора по ПР ПЛ №6 - Белецкая М.В. В системе целостного образовательного процесса большое место занимает такой элемент, как личность и профессионализм мастера производственного обучения. Именно мастер своими знаниями, поведением, отношением к делу формирует у учащихся определенное отношение к специальности, учебной дисциплине и трудовой деятельности, к жизни. Поэтому сам мастер должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, искать эффективные формы, методы и средства обучения, находить новые пути сотрудничества с учащимися в процессе обучения. Профессиональный рост мастера шлифуется с годами. Мастер должен владеть наиболее эффективными профессиональными навыками, чтобы стать наставником и учителем для начинающих специалистов. Живое общение и сотрудиичество между мастером и учениками приносит великолепные плоды в совершенствовании профессионального мастерства. Одной из форм такого сотрудничества является мастер-класс. Мастер на таких занятиях передаёт свой опыт, свои умения и навыки начинающим специалистам и вовлекает их в работу, тем самым помогает превратить учебный процесс в целостную взаимосвязанную систему действий. Мастер-класс - эта форма занятия, направленная на описание и демонстрацию новых методов работы, новых направлений в оформлении блюд и кондитерских изделий, старых забытых рецептов и технологий приготовления традиционных национальных блюд, для повышения производительности труда. При этом учащиеся учатся умению самостоятельно добывать, анализировать и использовать информацию. Цель занятия прелагает формирование умений и навыков в проведении исследовательской работы. Мастер-класс включает следующие этапы: - выступление-беседа мастера с учащимися о выборе темы (самое главное в работе - это выбрать такую проблему, чтобы она была актуальной в свете требований современного производства); - подбор дополнительной литературы, инвентаря, приспособлений применяемых при выполнении задания. При прохождении данного этапа учащиеся учатся работать с периодическими изданиями, специальной литературой. Учащимся приходится много искать,анализировать, по крупицам собирать материал, отражающий конкретную проблему: рекомендации высококвалифицированных специалистов; разбор приёмов работы, согласно с проведёнными исследованиями и сделанными выводами, в ходе пробной практической деятельности в лаборатории, применяются знания на практике, и учащиеся уже конкретно видят положительные и отрицательные результаты; обобщение работы по проведенному исследованию, актуальность данной работы; приобретение навыков в ходе производственного обучения и практики; проведение мастер-класса. Сущность исследовательского метода сводится к следующим моментам: 1. Мастер с учащимися формирует проблему исследования: например: - как изготовить розу из молочной мастики для оформления тортов, которые в последние время пользуются спросом у потребителей; - как приготовить лапшу для блюда лагман; - сколько существует разновидностей складывания салфеток; - как разнообразить формовку булочных изделий? 2. Учащиеся с мастером разрабатывают гипотезу решения проблемы, разрабатывают программу действий. 3. Учащиеся с мастером собирают информацию, сравнивают приёмы производственной деятельности, разрабатывают рекомендации. Для подключения учащихся к исследовательской работе необходимо сознательное системное усвоение программного материала. Творческие способности учащихся развиваются через систему практических занятий и самостоятельной работы. Исследовательскую работу можно проводить как в производственных мастерских, так и на базовых предприятиях. Из числа учащихся создаются группы, среди которых распределяются обязанности. Учащиеся изучают дополнительную литературу, беседуют со специалистами и изучают передовые методы труда, отрабатывают приёмы по исследуемой работе. Заключительный этап: проведение мастер-класса, где матгер и учащиеся демонстрируют своё мастерство.
|